«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания». Эти слова были сказаны педагогом А. Дистервегом в середине XIX века. Но они и по сей день максимально точно описывают значение учителя в школе и в жизни каждого человека. Наглядным подтверждением этого изречения служит профессиональная деятельность учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №5 Кобзевой Ольги Васильевны.
Она знала, кем будет, с детства. С 8 лет Ольга Васильевна уже «изображала» учителя: обучала письму и чтению младшую сестру. В старших классах окончательно определилась с профессией. Оставалось только выбрать предмет. Ее привлекали литература, история и математика. В их большой семье было принято разговаривать о книгах, писателях; обсуждать исторические события и их влияние на дальнейшую судьбу человечества. Любовь к литературе и истории детям привил отец. И они, повзрослев, действительно связали свою жизнь с этими науками. Все получили высшее образование.
В институте Ольга Васильевна увлеклась русским языком. По ее мнению, русский язык – наука достаточно точная, логическая, сродни математике. Но литература не потеряла своей ценности в ее жизни. Потребность в чтении заключена в самом человеке. Не случайно Д. Дидро в свое время писал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
А для учителя останавливаться на достигнутом уровне развития в принципе недопустимо. И Ольга Васильевна читает новые и перечитывает ранее знакомые произведения, такие как «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Преступление и наказание» Достоевского, «Прокляты и убиты» Астафьева, каждый раз открывая в них что-то новое. Ведь опыт жизни заставляет смотреть на многие вещи по-другому. Особенно она любит творчество Ремарка. Ей нравится его отношение к жизни, философское восприятие действительности, объективный взгляд на исторические события; он показывает, как воспринимает их простой человек. Идеи писателя ей понятны и близки.
Кобзева Ольга Васильевна никогда не пожалела о том, что связала свою жизнь со школой. По ее словам, у нее никогда не возникало мысли уйти из профессии; нравилось все, даже проверка тетрадей. Свою педагогическую деятельность она начала в 1986 г, закончив Читинский Государственный Педагогический Институт имени Чернышевского. С 1995 г работает в нашей школе. Учитель высшей категории, ветеран труда, награждена Почетной грамотой Минпросвящения РФ. С 2017 по 2021 г была экспертом по проверке ЕГЭ по русскому языку.
Ольга Васильевна на своих уроках не просто передает знания, но вдохновляет и мотивирует своих учеников на обучение и развитие. Она создает комфортную атмосферу в классе, где каждый ученик чувствует себя уважаемым и ценным; учитывает индивидуальные особенности ребят, помогает им раскрыть свой потенциал и развить свои таланты. Еще Л.Н. Толстой говорил, что, если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель. Кобзева Ольга Васильевна является именно таким педагогом.
Из чего складывается профессия учителя? Из ежедневной необходимости слушать, анализировать, исправлять ошибки и поправлять, отмечать какие-то неточности, несоответствия, шероховатости; объяснять, увлекать, заинтересовывать, зажигать; уметь сглаживать конфликты, уметь выслушать. Однако учитель работает не только в стенах школы... Ибо никогда не знаешь, когда встретится или позвонит какой-либо родитель или ученик и какие вопросы начнет задавать. Учитель должен быть собран, готов отвечать четко и ясно, уметь аргументировать и переубеждать, другими словами, находиться в постоянной боевой готовности. Данная необходимость формирует и определяет и его поступки, и характер, и судьбу. Таким образом, учитель – не профессия, а образ жизни. Неспроста А. Дистервег писал: «Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт».
Ольга Васильевна на боевом посту и сейчас. И пока есть такие люди в школе, можно быть спокойным за будущее нашей страны. Нельзя не согласиться со словами еще одного педагога М. Барбера о том, что качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей.
Кузнецова Татьяна Сергеевна